8 (903) 222-5-666
Статьи
Главная страница
Обо мне
Кто такой психолог
Контакты
Стоимость услуг
Ваши отзывы, вопросы и ответы

Как помочь тревожному ребенку?

         Особое место среди эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста.  Эмоциональные проблемы могут выражаться

- в бурных аффективных вспышках в процессе общения ребенка, особенно со сверстниками. Причем эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу.

- в поведении, когда вы прослеживаете повышенную тормозимость, слабовыраженную общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам (темноты, животных, и мн.др.).

- другая группа детей характеризуется выраженными конфликтами (как внутренними, так и с другими людьми). В поведении таких детей преобладает агрессивность, импульсивность, что выражается в драках  в школе и во дворе, жалобах  учителей и родителей.

- вредные привычки у детей (сосание пальцев, карандашей, одежды), грызение ногтей, закусывание губы и т.д.

         Необходимо подчеркнуть роль семьи  в возникновении тревожности ребенка. Возможности удовлетворения основных потребностей ребенка зависят от окружающих его людей. У ребенка есть и определенные межличностные потребности: в любви, заботе, одобрении со стороны других. Если  эти потребности удовлетворяются в раннем опыте ребенка, если он чувствует любовь и поддержку окружающих, то у него развивается чувство безопасности и уверенности в себе.

       Но слишком часто близкие люди не могут создать для ребенка такой атмосферы: их отношение к ребенку блокируется их собственными искаженными, невротическими потребностями, конфликтами и ожиданиями.  Ребенок растет в климате тревоги, он плохо приспособлен к окружающему, что существенно ограничивает возможности его развития. И психологи, и врачи нередко придерживаются мнения, что тревожность передается ребенку от напряженной, тревожной матери и/или  возникает вследствие неуверенности ребенка в родительской любви и поддержке.

         Многие исследователи приходят к выводу, что тревожность матери передается ребенку через ритм ее сердцебиения. Этот ритм в пренатальный период (в период беременности) имеет для плода существенное значение ( на чем основан эффект известных «усыпляющих» пластинок). Кроме того, важное значение имеет состояние рук матери: ощущение младенца от напряженности рук при прикосновении к нему и чувство надежности, когда она берет его на руки.

           Известный отечественный детский психиатр Захаров А.И. пишет: «Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности, является первым опытом беспокойства у ребенка. Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система плода, и она получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойства всякий раз, когда мать находится в состоянии тревоги… Беспокойство матери вызывает также и соответствующую реакцию плода.»

          Значение  ранней эмоциональной связи матери с младенцем для всего процесса его развития, формирования его эмоциональной сферы рассматривается как одно из основных направлений профилактики психического здоровья. Многочисленные исследования показывают, что характер эмоциональных отношений, сложившихся у детей с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой, няней ( если она проводит  с ребенком большую часть времени) оказывает существенное влияние на успешность вхождения их в школьную жизнь.

         Эмоционально благополучный школьник в основном воспринимает мать как принимающую, заботливую и сочувствующую, а отца – как принимающего, заботливого, но требовательного. Это значит, что нетревожный  ребенок-школьник уверен, что мама всегда ему поможет, поддержит и поймет.
        Зафиксировано влияние неблагоприятного опыта общения с воспитателем, учителем, в детском саду, в школе для возникновения тревожности. Вместе  с тем, было показано, что и в этих случаях решающая роль принадлежит семье.

      В частности, Б.Филлипс продемонстрировал связь школьной тревожности и переживания ими несоответствия «престижным устремлениям родителей». Именно это делает их особенно чувствительными к двум основным источникам  стресса, содержащимся в самой системе школьного обучения: первый – это особенности социального взаимодействия, а второй – ориентация на соперничество и соревнование.

         На основании имеющихся работ можно выделить типы ситуаций, в наибольшей степени провоцирующих тревогу на разных этапах детства. Это такие ситуации, как расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки: поступление в детский сад и школу, или переход в новый класс, группу, неприятие со стороны сверстников, разнообразные оценочные ситуации, особенно при публичной оценке (ответ у доски, контрольные, экзамены и т.д.).

        Последнее, кстати, значимо и для взрослых людей, ярким подтверждением чему служит приведенное высказывание Ф.Перлза о том, что всякая тревога – это боязнь перед публикой.

         Еще раз хочется подчеркнуть, что сегодня не подлежит сомнению важная  роль неблагополучия в общении, прежде всего, семейном, в возникновении ситуативной тревоги и потом образовании тревожности как устойчивой личностной характеристики. Сначала тревожность возникает как реакция на неблагополучие, затем закрепляется и становится устойчивым образованием личности.

        Это выражается в возникновении таких невротических форм поведения как сосание пальцев, волос, грызение предметов, закусывание губы , качание ноги при засыпание и многих других.

       Часто тревожность рассматривается  как результат внутреннего конфликта. Центральными моментами здесь оказываются противоречия между имеющимися у личности возможностями и предъявляемыми к ней требованиями действительности, с которыми человек по разным причинам не может справится.

    К сожалению, тревожность сохраняется, когда неблагоприятные условия, вызвавшие ее, исчезают. Как в том анекдоте, когда ложки нашлись, осадок остался.

Анекдот.

 «Рабинович, вы у нас вчера были в гостях?»

 — «Был!»

 — «Так вот после вашего ухода пропали серебряные ложки!»

— «Но я их не брал, я порядочный человек!»

 — «Но ложки все-таки пропали! Так что больше не приходите к нам в гости!

«Рабинович, ложки нашлись !»

 — «Так что, можно приходить в гости?»

 — «Э нет, ложечки-то нашлись , но осадок остался!»

         Основные пики тревожности фиксировались для учащихся младших классов – на школьных проблемах, для подростков – на взаимоотношениях со сверстниками, для старшеклассников – на проблемах, связанных с взаимоотношениями со взрослыми и боязнью личной несостоятельности.

                Следует сказать, что в школе тревожные дети нередко достигают очень высоких результатов и оцениваются педагогами как ответсвенные и успешные учащиеся. Это для всего периода школьного обучения. Напротив, воспитатели детских садов, несмотря на относительную успешность таких детей на занятиях, в основном характеризовали тревожных детей как слишком неуверенных, зажатых, «стеклянных».

             Причины этого в следующем. Известно, что тревожные люди действуют гораздо успешнее в стабильной, структурированной, привычной для них обстановке. Отсюда высокая успешность в стандартных школьных условиях, отличающихся подобной структурированностью и предсказуемостью. В условиях детского сада воспитатель видит поведение детей в значительном количестве неструктурированных и мало структурированных ситуаций.

                Более детальное рассмотрение школьной успешности тревожных детей показывает, однако, что, во-первых, хорошая или относительно хорошая успеваемость часто достигается нерациональными, несоответствующими возможностями школьников методами за счет неоправданно высоких трудовых, в том числе временных затрат.

           Во-вторых, это происходит за счет здоровья детей: у таких школьников в течение учебного года резко ухудшается состояние здоровья, они переходят в более низкие по уровню группы здоровья. 

           В-третьих, у тревожных учащихся значительно чаще, чем у других школьников, встречаются срывы в более сложных, нестандартных ситуациях (контрольные, экзамены, особенно вступительные и т.д.) Если при проведении психокоррекционной работы удавалось преодолеть тревожность ребенка, то это не только положительно влияло на учебную деятельность детей, но и как бы раскрепощало их внутренне: делало их более свободными по отношению к школьным правилам, требованиям педагогов, сверстникам, более способными к риску, более творческими.

                Были выделены факторы, влияющие на образование эмоционального опыта у тревожных детей: 1) неумение учитывать  условия ситуации, 2) отсутствие собственных  внутренних критериев успеха и неуспеха, 3) запоминание преимущественно неблагоприятных событий.

           Внешними источниками тревожности можно назвать фактор «несоответствия детей престижным устремлениям родителей». Определенную роль может играть генетически передаваемый родителями биологический фактор повышенной ранимости.  

          Также важным является влияние тревожности родителей на тревожность детей через подражание, воздействие на условия жизни ребенка (например, ограничение контактов со сверстниками, чрезмерная опека и т.д.). Переживание нестабильности окружающего мира, предчувствие постоянной угрозы (т.е. тревоги в собственном смысле слова) со стороны взрослых транслируется ребенку взрослыми, причем оно преподносится в виде гиперзаботы о его жизни и здоровье.

    Это создает у ребенка чувство беззащитности, неуверенности, развивает и подкрепляет тревожность по закону «заколдованного психологического круга».

                Полученные данные исследований показывают, таким образом, что тревожные дети растут в семьях, в которых, по крайней мере, один из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие. Анализ случаев показал также, что матери тревожных детей делятся как бы на три группы: 1) очень активные, сильные, стремящиеся полностью «выстраивать» и контролировать жизнь ребенка и всей семьи; 2) ригидные (негибкие, неспособные приспосабливаться); 3) беспомощно-пассивные.

          Отца тревожные школьники воспринимают как требовательного, доминантного, ненадежного, непредсказуемого.  В отношении родителей были ожидания наказаний, выговоров и разочарования («Папа скажет: «Чего от тебя еще можно ждать». «Они увидят, что я ни на что не гожусь»), снисходительности («Будут утешать: «Не расстраивайся»).

           Напомню, что боязнь разочаровать родителей, не соответствовать их представлениям относится к числу наиболее распространенных страхов школьников младших классов.

Связь тревожности с положением среди сверстников.

Тревожные дети могут занимать самое разное положение среди сверстников: от очень хорошего -  «звезда класса» до крайне неблагополучного  - «отверженного».  Проведенные исследования свидетельствуют, что существует связь тревожности со статусом ребенка среди сверстников у девочек и не отмечается у мальчиков.

Профилактика и преодоление тревожности.

Итак, тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Это устойчивая черта личности, которая сохраняется на протяжении длительного периода времени. Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих потребностей ребенка. Устойчивой тревожность становится в подростковом возрасте.

Психологическая работа  не носит узкого характера, а направлена на развитие личности  и повышение эффективности деятельности ребенка  и подростка.

1.       Психологическое просвещение родителей. Уделяется внимание значению конфликтов в семье (между родителями, родителями и другими детьми, родителями и бабушками и дедушками или другими родственниками). Прояснение страхов и тревог взрослых.

2. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности.

3.       Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.

                 Что происходит на консультации у психолога.

          Перед психологом стоит важная задача - диагностировать родительскую позицию по отношению к ребенку, проанализировать родительские установки и стили воспитания, оценить психологический климат в семье. 

       Также психолог проведет психологическую диагностику по определению уровня тревожности ребенка. Далее психологическая работа будет направлена на снижение эмоционального напряжения у ребенка,  коррекцию страхов и тревожности у детей,  гармонизацию семейных отношений, снятия тревожности у родителей, прояснения сложных ситуаций.

                 Посещая психолога с ребенком, Вы сможете:




Создание сайта -
студия дизайна “Веб-арена”
Яндекс.Метрика